Лев Гумилев "Этногенез и биосфера Земли"
ссылка
«Таким образом, так
называемый «национальный характер» – миф, ибо для каждой новой эпохи он будет
другим, даже при ненарушенности последовательности смены фаз этногенеза.
Например, Илья Ильич Обломов и его слуга Захар – лентяи. Однако их предки
отбили от татар Заволжья богатые земли, завели на них доходное хозяйство и
построили себе удобные красивые дома, наполнив их книгами и картинами. Предки
Раневской развели вишневый сад, который она пустила на ветер. Купчики из пьес
Островского тратят капиталы, сколоченные их дедами. Так что же характерно для
«русского» психологического типа: строгое собирательство или веселое,
беззаботное расточительство? Видимо, то и другое, но в зависимости от эпохи,
т. е. фазы этногенеза. Эти изменения идут неуклонно, не будучи
функционально связаны ни с модификациями географической среды, ни со сменами
общественно-экономических формаций, хотя постоянно взаимодействуют с теми и
другими. Но это интерференция «независимых переменных», сопряженных в
историческом процессе.
Как только особи нового склада
создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития,
новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Король обязан вести
себя как король, дружинник – как дружинник, слуга – как слуга, потому что без
жесткого соподчинения новая система развалится при столкновении либо с внешним
врагом, либо с соплеменниками, обычно предпочитающими старый порядок.»
- Очень уместное замечание в контексте
современной сверхпопулярности идеи миссионерского значения русского народа, его
богоносности и особого предназначения, оплота
спасения всей нашей цивилизации. Немцы Гитлера и французы Бонапарта воображали
о себе примерно то же самое. Равно, как и участники крестовых походов и
конкистадоры.
Но уже их дети так не думали.
Но уже их дети так не думали.
«Обычно вновь возникающая
внутриэтническая система бывает склонна к агрессии, жертвами которой становятся
соседи. Если они сильны – система разбивается об их сопротивление, если слабы –
система торжествует, и процесс этногенеза идет быстро. Но именно здесь таится
опасность не столько для особей нового типа, сколько для принципа, приводящего
их к победе над соплеменниками и соседями. Точнее, сама победа и является
наибольшей угрозой. Как только большая часть задач решена, долг начинает
тяготить людей и на место прежнего принципа выступает новый (третий): «Будь
самим собой».
Когда дружинник
хочет быть не только оруженосцем князя, но и Ромуальдом или Бертраном, монах не
просто произносит тексты писания или служит мессу, но комментирует прочитанное,
рискуя быть обвиненным в ереси, художник ставит подпись на картине, купец не
просто ищет новые торговые пути, а учреждает фирму под своим именем, крестьянин
не только отстаивает права общины, но заявляет: «Когда Адам пахал, а Ева пряла
– кто тогда был джентльменом?», тогда появляется поколение, ломающее оковы
императива долга, так же как перед этими были разорваны путы права рождения.» -
Между прочим, это пророческое описание того, что произошло с СССР. Как только
СССР устранил внешнюю военную и экономическую угрозу (с изобретением ядерного
оружия), началась внутренняя грызня и
смута.
«Накопленный избыток богатств и решение неотложных
внешнеполитических задач освобождают известное количество людей от значительной
части их обязанностей, и тогда начинается усиление индивидуализма, молчаливо
формулируемого коллективом в этот период как императив: «Будь не только
трибуном, исполняющим свои обязанности, но и Гаем Гракхом, не только рыцарем,
но и Пьером Байяром, не только членом Боярской думы, но и Василием Шуйским»,
т. е. теперь индивидуальные особенности проявляются даже больше, чем участие
в общественных делах. Прежде же эти люди все силы клали на служение делу,
определяемому культурной доминантой.
Однако
развитие индивидуализма ведет к столкновению активных индивидуумов, по большей
части кровавому. …
Чаще
всего такой «расцвет» вызывает реакцию, т. е. стремление к ограничению
распрей и убийств. Этому способствует и то обстоятельство, что представители
поколений индивидуалистов столь интенсивно истребляют друг друга или гибнут во
внешних войнах, манящих их богатой добычей, что процент их неуклонно снижается.
Правда, в акматической фазе общее снижение пассионарности происходит
своеобразно. Периоды подъема чередуются с периодами пассионарной депрессии,
когда уровень пассионарного напряжения резко снижается, а затем снова следует
период роста. Но последующий подъем уже не достигает уровня предыдущего.
Механизм
таких чередований понятен: поскольку пассионариев в этой фазе достаточно много,
разброс их генофонда велик. Их законные, а в еще большей степени незаконные
потомки выводят систему из того состояния развала, в которое она приходит после
гибели отцов и старших братьев в междоусобной войне. Однако общее снижение все
же имеет место, и однажды запаса пассионарности в системе становится
недостаточно, чтобы вывести ее из очередной депрессии. Спад становится
устойчивым, и его монотонность открывает двери новой фазе этногенеза.
Пассивное
большинство членов этноса, вдоволь настрадавшееся от честолюбивых устремлений
своих сограждан, формирует новый императив: «Мы устали от великих!» и дружно
отказывает в поддержке соплеменникам, желающим быть героями. В этих условиях
пассионарный спад ускоряется, социальная перестройка неизбежно отстает от
потребностей, диктуемых этнической динамикой.» Для нас всё это хорошо знакомо
по лозунгу «мы устали от политики».
«Острота ситуации и довольно значительный, хотя и
уменьшающийся, запас пассионарности определяют стремление к радикальным
решениям. При этом одни видят идеал в возврате к «доброму старому времени»
(акматической фазе), а другие – в цивилизованной жизни, наблюдаемой у соседей
(фазе инерционной). Все понимают, что жить надо иначе, но каждый предпочитает
заставить другого жить по-своему, а не искать компромисса. Дивергенция
становится неизбежной. Оставшиеся в живых пассионарии примыкают либо к одной,
либо к другой группировке и таким образом истребляют друг друга в гражданских
войнах, являющихся неизбежным атрибутом фазы надлома.» - А это наша современность. Одни мечтают о
возврате СССР, другие пытаются перенять западную или экономическую модель, но
бесплодно и безрезультатно.
«Казалось бы, описанная система
должна быть предельно устойчива, но исторический опыт показывает как раз
обратное. Именно «цивилизованное» царство Навуходоносора пророк Даниил уподобил
металлическому колоссу на глиняных ногах, и этот образ сделался классическим.»
- Ещё одно пророчество Гумилева о кажущейся нерушимой мощи СССР при полной его внутренней
несостоятельности.
«Блестяще, но неверно!
Безнравственность и беззаконие в городах – прелюдия расправы над лесами и
полями, ибо причина того и другого – снижение уровня пассионарности
этносоциальной системы. При предшествовавшем повышении пассионарности
характерной чертой была суровость и к себе, и к соседям. При снижении –
характерно «человеколюбие», прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом
преступления. А привычка к последним ведет к перенесению «права на безобразия»
с людей на ландшафты. Уровень нравственности этноса – такое же явление
природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой природы.»
- Великолепное наблюдение по поводу современных экологических проблем. Как их
можно было разглядеть почти 100 лет назад?
«Как ни странно, фаза обскурации
не всегда приводит этнос к гибели, хотя всегда наносит этнической культуре
непоправимый ущерб. Если обскурация развивается быстро и поблизости нет хищных
соседей, стремящихся к захватам, то императив: «Будь таким, как мы» встречает
логичную реакцию: «День, да мой!». В результате исчезает сама возможность
сохранения этнической доминанты и любых коллективных мероприятий, даже
разрушительных. Направленное развитие вырождается в подобие «броуновского
движения», в котором элементы – отдельные люди или небольшие консорции,
сохранившие, хотя бы частично, традицию, получают возможность противостоять
тенденции к прогрессивному упадку. При наличии даже небольшого пассионарного
напряжения и инерции бытовых норм, выработанных этносом в предшествовавшие
фазы, они консервируют отдельные «островки» культуры, создавая обманчивое
впечатление того, что существование этноса как целостной системы не
прекратилось. Это самообман. Система исчезла, уцелели только отдельные люди и
их память о былом.» - А вот ради этого следовало бы прочитать и всю
книгу. Пусть она и написана в строгой идеологии материализма, тем не менее
основной её посыл верный – этнос рождается как некий коллективный набат, призыв,
внезапное страстное желание, великая мечта, превышающее страх смерти и тягу к
комфорту.
И умирает народ,
когда эта мечта умирает.
И если следовать сказанному,
Россия уже умерла. То, что осталось – видимость, самообман. Остались лишь
отдельные люди, чувствующие себя русскими. Народа больше нет. Как нет больше
эллинов, римлян, шведов, французов и немцев.
Но зачем этот мир
без России?
Комментарии
Отправить комментарий